Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Предмет «Технология» сегодня

Сенюрина Валерия Викторовна

Многое изменилось в школьной программе обучения. Меняются времена и с ними многое, к чему мы так привыкли. Появились новые, интересные и передовые предметы, без которых невозможно представить сегодняшний день. Всё это здорово, но грустно и обидно осознавать, что с приходом нового, бездумно избавляемся от «старого», «несовременного». При этом незаслуженно лишаем сегодняшнее поколение получать те необходимые, жизненно важные знания, умения и навыки, которые давали нам на уроках технологии.

Мы все любили этот предмет - девочки с увлечением шили, вязали, готовили; мальчики — работали на деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станках. Для многих, знания и умения, приобретённые на уроках труда, помогли в выборе будущей профессии.

Идея модернизации обучения предусматривает обеспечение условий для развития учащихся. Поэтому, прежде чем «в корне» переходить на новый уровень, необходимо, изначально на базе школ создать все необходимые условия, позволяющие получать качественные знания.

У настоящих школьников изменилось отношение к предмету «технология», они воспринимают его по-своему, считая то, чему нас учили, сегодня для них не актуально. Это привело к тому, что для выпускников, профессии в сфере материального производства, стали менее престижны.

Думаю, что во многом из-за отсутствия материально-технического обеспечения на уроках технологии, произошло существенное снижение уровня знания и владения учащимися инструментами и технологическим оборудованием. В связи с чем, понизилась мотивация к изучению техники и продолжению образования в этой области.

В отличие от других предметов, уроки технологии дают работу творческую. Часто от учителей можно услышать, что школьники ничего не хотят делать своими руками. Но, исходя из своего опыта могу сказать, что дети пассивны, когда урок, по их мнению, неинтересный. То есть такой, где нужно много слушать, выполнять однообразные задания, изготавливать ненужную вещь и т. д.

Почему нам так нравились уроки кулинарии или швейного дела? Наверное потому, что на них можно было выполнять интересные задания, работать в коллективе, получать результат и сразу же применять полученные знания и умения в жизни, например, приготовить завтрак для родителей.

Впервые пришедшие на урок технологии пятиклассники, часто спрашивают меня: «Что мы будем готовить? шить?» и т. д. И как же меняется у них настроение, когда ломается представление о невозможности приготовить и изготовить что-либо.

Таким образом, чтобы активировать учеников к деятельности, необходимо сформировать мотив к выполнению задания. Главное для них, увлечённость собственной деятельностью, значимостью и востребованностью изготовления объекта труда. Дети должны понимать, что те первоначальные умения и навыки, которые они приобретают в области, скажем, декоративно-прикладного искусства, могут сыграть как ключевую роль в выборе профессии, так и стать любимым хобби, приносящего дополнительный доход. Известно, что для пяти- и шестиклассников не столь важен результат, сколько интерес, который должен проявляться уже в начале деятельности.

Чтобы добиться этого, я подбираю задания, выполнение которых связано с проявлением творчества и самостоятельности. Поэтому сегодня на уроках технологии большое значение имеет метод проектов. В основе проектной деятельности лежит исследование, а это всегда творчество. В дальнейшем творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию.

Так как в нашей школе есть классы с речевым отклонением, стараюсь чтобы деятельность учащихся на моих уроках сопровождалась развитием мелкой моторики — это уроки оригами, плетения, вышивания, работа с бисером, вязание и т. д. Развитая мелкая моторика рук значительно влияет на формирование и совершенствование таких процессов, как: речь, мышление, память и т. д.

Как говорил известный педагог В.А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Известно, что далеко не все школьники обладают склонностью к теоретическому мышлению и ориентированы на продолжение образования в ВУЗе. И самореализация таких учеников во многом осуществляется именно на уроках технологии. Отсутствие такой возможности для этой категории учащихся может привести к формированию заниженной самооценки, замедлению процесса социализации. Поэтому так важно на уроках формировать у учащихся политехнический кругозор, знакомить с новой техникой, современными технологиями обработки материалов. Это поможем им ориентироваться в мире профессий и даст возможность приобщиться к созидательному труду.

Хорошо, что в нашей школе на уроках черчения в рамках предмета технологии, ребят знакомят с основами графической грамотности. На таких занятиях школьники учатся читать и выполнять чертежи, развивают пространственное мышление, которое необходимо в сфере любой профессии. Известно, что такое мышление лучше формировать именно с 12-летнего возраста, т. к. к 18 годам развивать пространственное мышление и воображение поздно.

Юноши, которые выбирают профессию с техническим уклоном (автомеханик, строитель, архитектор, электрик, слесарь, геодезист и т. д.), должны понимать, что черчение является для них одним из ведущих предметов. А для девушек, которые собираются поступать на отделение дизайна (ландшафтного, интерьера, одежды), также черчение является неотъемлемой частью изучения выбранной профессии.

Перечислять сферы применения графической грамотности можно бесконечно долго.

Кроме того, нельзя не отметить, что черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, точность выполнения действий, помогает разбираться в геометрии, физике, технологии, информатике и других направлениях.

Из-за отмены уроков черчения в школах города, происходит резкое снижение графической грамотности учащихся, что создаёт серьёзную проблему для инженерно-технических ВУЗов.

Формирования у школьников ресурса практических умений и опыта, необходимо для разумной организации собственной жизни, развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Сейчас, всё чаще и чаще слышишь с экрана телевизора, о призыве правительства обратить внимание на развитие технологического, творческого потенциала наших школьников, а самое главное — научить работать руками. Можно с уверенностью сказать, что предмет технология ориентирован именно на этот процесс.

Умение научиться работать руками — залог уверенности в себе. «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С. Выготский, - завтра он становится способен выполнять самостоятельно… Исследуя, что ребёнок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

В заключение всего вышесказанного ещё раз хочется подчеркнуть, что предмету «технологии» необходимо уделять больше внимания в научном и методическом плане, а также в плане улучшения качества наполняемости базы кабинетов. Уверена, что этот любимый многими учениками предмет, возродится и займёт достойное место в образовании и становлении полноценного учебного процесса в школах нашего города.

 

Сенюрина В.В.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»